за столом

Кругом враги

Наткнулся Вконтакте на опрос в одном из крупнейших пабликов Коми. Вот скриншот опроса на этот момент и ссылка на него:
https://vk.com/r_komi?w=wall-18594149_109148%2Fall



Результаты меня удивили, как и постановка вопроса. Впрочем, не я один испытал эту эмоцию:







Опрос разошелся в самые разные паблики и ни один из них нельзя назвать политически ангажированным. Это и сообщество "Мы из Сыктывкара", и "Отзывы Инта", "Сосногорские слухи и сплетни", "Гимназия искусств при Главе РК" и так далее. Конечно постановка вопроса абсолютно некорректная, но все-таки! Несмотря на многочисленные разоблачения жители Коми почему-то все еще верят Гайзеру. По крайней мере все еще больше чем Гапликову. Наверняка само противопоставление Гайзеру и результаты опроса вызывает раздражение у нынешнего Главы. Довольно обидно проигрывать сидящему в тюрьме предшественнику.

На прошлых выборах рейтинг Гайзера составил 78,97%. Я, как известно, за него не голосовал и подозревать меня в предвзятости сложно. Но меня, как и многих, интересует поведение жителей. Почему после всех разоблачений и арестов рейтинг никак не выветривается?

Объяснить это можно низким уровнем политического сознания людей. В условиях отсутствия открытых дебатов, диалога на всех уровнях принятия решений и возможности влиять на эти решения, жители голосуют спонтанно. Достаточно провести активную предвыборную кампанию и больше не париться до следующего электорального цикла. Это конечно очень плохо, это надо менять, чтобы к власти приходили самые достойные, честные и профессиональные люди.

Есть еще и ироничное объяснение высокого рейтинга Гайзера в Коми. Я бы назвал это Стокгольмским синдромом. Мы так долго находились под властью посаженных товарищей, что теперь склонны им симпатизировать.

Теперь о Гапликове. ВРИО Коми завел Твиттер и ведет его сам. Там, к сожалению, много рандомных цитат, но вообще живое ведение Твиттера это большой плюс. Читателей пока не так много и будущий Глава отвечает почти на все что ему пишут. Я уже успел обменяться парой фраз об образовании, подколоть неизменную Дашу Шучалину, чиновники меняются, а приставучая Даша в комментариях ко всему, что можно прокомментировать остается. Пресловутый опрос непосредственно касается только двух человек, но твиттер есть только у одного. Вполне логично, что я спросил мнение Гапликова по этому поводу. Вот такая состоялась дискуссия:


Ну вот как это объяснить? Кругом враги, заговор, гейропейцы, которые накручивают голоса Гайзеру? Коррупционные схемы сидящей верхушки тоже в Стокгольме придумали? Прямо сейчас я не могу закончить мысль, посыпались уведомления из Твиттера. Ретвитят и отвечают аккаунты, которых можно заподозрить в том, что они тролли с Савушкина и Ольгино. Там уже ищут кто опрос оплатил, чтобы очернить ВРИО. Чтобы не быть голословным, посмотрите. Заинтересовались Коми вдруг:
https://twitter.com/stassss_on
https://twitter.com/Dimarik2016
https://twitter.com/Zamelomalo
https://twitter.com/mimino04

В общем, на этом можно пожелать Сергею Гапликову продуктивной работы в Коми, с его приходом я связываю привлечение большего количества федеральных денег в республику. Желать выйти из окопа и убедиться, что нет тут никаких коварных врагов с запада я, наверное, не буду, боюсь такие процессы необратимы. 
за столом

Сыктывкар: шаг вперед, два шага назад

Тревожные новости поступают из Сыктывкара. Не успел мэр Самоделкин порадовать нас поддержкой развития пешеходных зон на Коммунистической и Кирова, началом демонтажа ужасных рекламных баннеров, как на тебе - Улицы Советскую и Интернациональную в Сыктывкаре предложили расширить за счет обочин и газонов.

Эти улицы в историческом центре действительно зачастую испытывают проблемы с количеством автомобилей. Пробками это не назвать, но с ветерком тут не проехать. Скриншот с Яндекс пробок на сейчас такой:



Улицы используют не только живущие и работающие рядом, но и в качестве транзита через центр города, это очень удобный маршрут. Чтобы облегчить ситуацию с движением, недавно навели порядок с парковкой вдоль дороги. Не на всей длине улиц, к сожалению, а фрагментарно. Стало так:








Пиковая нагрузка на улицы происходит с 17 до 18, когда из дворов начинают выезжать офисные работники, в первую очередь сотрудники многочисленных государственных учреждений. Выезжает автомобиль - встает весь поток. Теперь автомобили выезжают исключительно со второстепенных дорог, а никак не по всей длине улицы, не со спонтанных парковочных мест.

Однако всю эту зелень хотят закатать в асфальт. Многие деревья тоже пойдут под нож, на сколько мне известно ученые завтра поднимут этот вопрос на заседании общественного совета мин.природы. Но главная проблема не в том, что мне газоны жалко, не в эстетических или экологических последствиях. Главная проблема - пробок станет больше!

Давно выявлено, что расширение дорог провоцирует использовать личный транспорт. Раширяешь дорогу - приглашаешь водителей ей пользоваться. В случае расширения улиц мы закономерно увидим улучшение ситуации, однако через полгода ситуация вернется к нынешнему состоянию, с той лишь разницей что улица останется без зелени.

Не хочешь пробок - не строй новые парковочные места, не расширяй проезжую часть. Спрос на дороги всегда будет превышать предложение ровно в той степени, в которой люди готовы терпеть неудобства связанные с пробками.

Самое смешное, что в 2012 году в администрации города была четкая позиция по этому поводу - Расширение улиц не спасет Сыктывкар от пробок, считают в мэрии.

Кроме того, возросший поток Советской и Интернациональной упрется в узкие ул. Бабушина, Пушкина, Ленина, Свободы, Орджоникидзе, Куратова, в тех местах, где они пересекаются. Произойдет так называемая миграция пробок.

Итог: пробок на этих улицах станет меньше временно, пробки мигрируют на другие улицы и перекрестки, исторический центр будет менее привлекательным, город лишится деревьев.

Как решать ситуацию?
Я понимаю что в администрации города крайне не хватает специалистов и экспертов (общественным транспортов в 250 тысячном городе занимается 1 (один) чиновник мэрии). Поэтому не будет ругаться лишний раз. Чтобы не было пробок надо в краткосрочных целях (1 год): увеличивать площадь благоустроеных газонов и количество парковочных столбиков, провести мониторинг и перенастройку светофорных фаз. Среднесрочных целях (2-3 года): ввести платную парковку в центре города со льготами для местных жителей, эвакуацией и штрафами нарушителям. Долгосрочных (3-5 лет) развивать инфраструктуру для общественного транспорта и сам общественный транспорт, создавать велосипедную инфраструктуру. Когда человек живет в Эжве и находит работу в центре, если он не садомазахист, он покупает себе форд фокус в кредит и ездит на работу на нем, а не на автобусах из Эжвы. Будет адекватный транспорт (в хорошем состоянии, едущий по выделенной линии, приходящий по расписанию и не забитый битком), то пробок будет меньше. Будет велосипедная инфраструктура - пробок будет меньше. Будет порядок с парковочными местами - пробок будет меньше. От вырубки деревьев пробок меньше не станет.

Призываю всех написать письмо Самоделкину, он вроде неплохой, главное не позволить ему совершить эту глупость с расширением улиц.

Отправить обращение ему можно тут - обращение от физических лиц.
Можете написать что-нибудь свое, если не знаете что сказать, то вот текст:

Уважаемый Андрей Николаевич!
Из СМИ мне стало известно о возможном расширении ул. Советской и ул. Интернациональной. Эта ситуация вызвала мою озабоченность. На сколько мне известно, подобная реконструкция дорожной сети не приведет к уменьшению пробок, а лишь временно облегчит ситуацию, произойдет миграция нагрузки трафика на другие участки улиц центра города. Кроме того, увеличение парковочных мест и расширение проезжей части мотивируют автовладельцев ездить по этим улицам чаще. Прошу вас отклонить разработку проектов по расширению улиц. Для решения вопросов облегчения транспортной нагрузки прошу привлекать транспортных экспертов.


Через 30 дней Андрей Николаевич вам ответит. И помните, если мы допустим эту ошибку сейчас, через 30 лет нам эту глупость припомнят и придется все переделывать заново.
за столом

Временной портал

Если переехал в Петербург из провинции, то жить конечно стоит в центре. Потому что коль уж решился терпеть частые дожди и противные ветра северной столицы, то непременно требуй компенсации. Красивая архитектура центра города в роли компенсации вполне себе подойдет. Лужи под ногами? Да ты не под ноги, ты на дома посмотри. Посмотри как красиво строили, с душой. Начало двадцатого века, деньги тогда были уже, а душа была еще.
Дом тут много о чем может рассказать. Заприметил красавца в стиле модерн? Не торопись, ты не в Москве. Зайди в кафе рядом, погугли про дом. Такого расскажет! Сыктывкар я конечно люблю безгранично, любовью иррациональной (не такой ли должна быть настоящая любовь?) но о многом ли мне расскажет дом эпохи шестой пятилетки?

Недавно я переехал на новое место. Новое оно разве что только для меня, 200 лет назад этот район назывался Пески и жили тут рабочие. К концу 19 века эти кварталы были перестроены и заселены людьми среднего достатка, а нынче это называется "жить на Восстания". Хозяева квартиры сказали, что переделывать в квартире можно что угодно, а хлам выбрасывать. Я уточнил что именно называется хламом, мне указали на книжный шкаф (конец 19 века), шкаф для одежды (начало 20 века), пара довоенных столов и несколько стульев. Из всего перечисленного разве что стулья оказались действительно хламом и один за другим отправляются на помойку. Больше всего меня заинтересовал, конечно, шкаф, а всё вышенаписанное можно считать словоблудным предисловием к рассказу о содержимом шкафа.

Вдоволь начихавшись от пыли я отсортировал книги на три части. Дореволюционные и довоенные отправили на верхнюю полку, послевоенные, но сталинские отправились на третью, книги эпохи развитого социализма, за редким исключением, составили компанию стульям, остальные на четвертую. Отдельно стоит отметить многочисленные документы и фотографии, они заняли нижнюю, пятую полку. На второй полке я разместил свою немногочисленную, ввиду переездов, библиотеку, переехав из Сыктывкара я книги не брал. Вот как это выглядит:




Мои книги выглядят довольно пестро, как и все современные. По соседству со сталинскими книгами невольно задумаешься о том, какую я читаю крамолу. Разве что сборник стихов Есенина не повлек бы за собой расстрела.

Вообще это конечно не шкаф, а временной портал, машина времени. Я начал было разбирать шкаф, полетела пыль. Открыл окно и обнаружил на стекле выцарапано "Толя". В первой папке что я достал из шкафа оказалась учебная ведомость Руднева Анатолия за 38-39 учебный год. Тогда Толя закончил четвертый класс. Война застала его в шестом классе. В этой комнате он и провел блокаду, от мысли о том, что тут он от голода и умер было дискомфортно. Но, как вскоре выяснилось Толя не умер. Среди документов была еще довоенная карта. Карта как карта, ничего особенного. Но на ней есть отметки карандашом, вероятно толиным. Отметки эти превращают карту в артефакт. Смотрите:




Мальчик Толя отмечал где теперь идет война. Кольцо блокады было нарисовано простым карандашем и теперь стерто. Толя, как и миллионы советских граждан, следил за новостями по радио и отмечал на карте, что война все дальше и дальше от него. Отец и брат Толи, как я понял, с войны не вернулись. Открытки из блокадного Ленинграда со штампами военной цензуры, открытки в блокадный Ленинград. Затем конец войны, переписка со школьными друзьями, фотографии на память. После войны жили как все, мать на заводе, он в школе. С соседям по коммуналке отношения были неплохими, писались записки "Мама задержится у тети Оли" и так далее. Есть какая-то детская переписка влюбленных из серии "Ты мне нравишься". Потом учеба в институте на инженера, Толя стал судостроителем военных кораблей. Защита диплома, работа. Открытки с курортов. Журналы "Крокодил", "Огонек", газеты "Советский спорт". Последний документ - грамота от предприятия 1995 года и премия в несколько сот тысяч рублей за 40 лет работы. Так прошла жизнь Толи. Он интересовался спортом, кораблями, у него был Москвич и он, по возможности, путешевстовал. Ну или не путешевствовал, но карты автородог покупал в таком количестве, словно путешестовал. А еще берег память отца, сохранив оставшиеся после него бумаги.

Отец Толи задокументировал свою жизнь совсем другими документами. В Петроград приехали из села, начальное образование, разнорабочий. Вступил в ряды революционной армии чтобы резать буржуев. Остановил поезд, потребовав выдать им находящихся там белых офицеров. Офицеров им не выдали, толин батька с товарищами их все равно вытащили и насадили на штыки. Позже выяснилось, что отказывался им выдавать офицеров видный в последствии советский деятель (искать документ лишний раз не буду, они разваливаются), у него на офицеров были свои планы. После увольнения с завода толин папа писал этому большому деятелю не менее большое письмо с просьбой простить грехи и упомянул этот казус с поездом. С завода его уволили за махинации с документами. О каких именно махинациях идет речь не знаю, но в папке было штук 10 его сберегательных книжек. Книжки тоже интересные (и тоже разваливаются). Там треть зарплаты отдавалась на профсоюзную деятельность, подписку на газеты и так далее. После увольнения с должности машиниста толин отец вступил в партию и напросился в НКВД. Чем именно он там занимался надо искать в архивах ФСБ, а не на домашней полке. В общем, на этом его история и закончилась.

Довоенной литературы немного, как мне сказали, недавно приходил скупщик и взял за копейки несколько книг. Очень интересны книги двадцатых, примечательно что они совсем небольшие, очевидно издавались чтобы повышать грамотность. На задней обложке информация о том, какие еще книги стоит почитать, очень похоже на нынешние "материалы по теме" на страницах новостных сайтов. Так же есть информация о том, на каком складе какие книги есть в свободном доступе. Послереволюционный накал страстей перетек в военную литературу. Книги словно пропахли теми годами. Послевоенные тоже - крепимся, братцы, наращиваем производство, наши дети будут жить при коммунизме. Потом уже пошли совершенно мерзкие советские скучные книги многомиллионными тиражами. Ну а потом ушла эпоха и Толя ушел. А шкаф остался. Я в нем покопался, а вы теперь соучастники.

Интересное было время, но как мне повезло его не застать. Усатая сволочь, празднование годовщины смерти которого я позавчера пропустил, оставила след на поколения вперед. И начало этого следа как раз хранится у меня на первой и третьей полках. Я все-таки буду воспринимать советское прошлое в немногочисленных позитивных тонах. Это страна, где прошло детство моей мамы, где Гагарина в космос отправили, где были стиляги, где были диссиденты. Где подготовлена была почва для того, чтобы все это рухнуло и родились мы. К сожалению советское прошлое все еще руководит нашей страной, но маховик истории всех отправит в шкаф. С заявочкой на философию пост закончил.
за столом

Автобиографичное (2015)

Интересно, многие пишут итоги прошлого года весной?
Пользуясь блажью високосного года, напишу кое-какие итоги 2015 года.


За месяц до начала года я переехал в Петербург, где мой год, не считая пары-троек поездок и прошел. Если коротко - занимался я общественной деятельностью и бизнесом. Старался быть полезным себе и обществу и достиг определенных успехов.

Общественная деятельность заключалась в руководстве филиалом Городских проектов.
Я создал филиал с несколькими самостоятельными отделениями, мы проводили лектории, изучали общественные пространства, пешеходную инфраструктуру, предлагали проекты реконструкции и так далее. Чем именно мы занимались можно в ЖЖ Городских проектов - http://gorpoekt-spb.livejournal.com, в группе ВК или в твиттере. Тут можно почитать наш годовой отчет - PDF.



Кто отчет не открывал, я вас все равно заставлю узнать о чем там: мы провели 11 исследований, провели 7 лекций, нафандрайзили 345 тысяч рублей на свою деятельность, провели практику со студентами от Санкт-Петербурга до Сибири и вообще, все-таки посмотрите отчет, а лучше отдельно исследования, за каждым из них часы работы.

Руководить отделением и показывать эти результаты для меня большая гордость. В конце года я передал управление преемнику, когда понял что тактика "Шашки наголо!" себя изжила. Дальше надо прожимать реализацию придуманных проектов у властей, сейчас есть большая вероятность что пешеходную улицу реконструируют именно по нашему проекту. Она скорее будет, чем нет. В современных реалиях это круто.

Еще принимал участие в пикетах, шествиях, митингах, дебатировал с Партией прогресса, в общем, был активным гражданином. Безусловным плюсом большого города является тот факт, что в Сыктывкаре эти пикеты и митинги приходилось организовывать, а тут просто достаточно прийти. Круто.

О бизнесе:

Помимо неустанного развития гражданского общества, о котором я писал выше, занимался развитием своего благосостояния. Санкт-Петербург город с очень развитой барной культурой, очень хотелось этот вопрос изучить. С переездом в Петербург у меня не осталось действующих бизнесов в Сыктывкаре, изучать вопрос барной жизни города было решено путем открытия своего заведения. Не без проблем открыл заведение в центре города, бар "Молодость". Вот подробный материал на Village - http://www.the-village.ru/village/food/new-place/218061-novoe-mesto-spb-molodost. К работе мне удалось привлечь отличного бармена и одного из основных ивент-менеджеров города. Мы быстро получили известность в барной среде, хорошо о себе заявив. Кроме бара у нас еще была  кухня - это отдельная гордость.





Бар стал занимать, что логично, очень много свободного времени, я предпринял несколько попыток найти хорошего управляющего, не удалось. 20 декабря бар я продал. История оказалась интересной, полезной и не оказалась убыточной.

С сентября мои мысли занимает совершенно новый проект, старт которого был запланирован на 1 декабря, но сегодня уже 29 февраля, мы трудимся, но результатами пока хвастаться рано. Пока могу только сказать, что это совершенно новый по масштабности проект, абсолютно неожиданная тема и степень деградации.


В Петербурге я был не безвылазно. Весной посетил Финляндию, совершенно волшебная поездка, теперь хочу, чтобы Коми стала такой же как Финляндия. Осенью был в Польше, довольно внезапное путешествие. Польша оказалась динамичной и живой страной, раньше мне казалось, что там даже радуга серая. И если в Финляндии я больше ошивался по деревням, то в Польше удалось посетить как небольшие города, Гдыня, так и мегаполисы, Варшава. Обе поездки выдались этнографичными.

В частности, в Польше побывал в офисе Хельскинского комитета, где встретил истоки своей гражданской активности. Дело в том, что именно в рамках Хельскинского комитета работал Марек Новицкий, учитель небезызвестного Игоря Сажина. Игорь Сажин, в свою очередь, стал моим учителем и вдохновителям на всяческую активность полезную.

Каждый абзац можно расписать на десяток постов, но пробежаться галопом по всем темам тоже неплохо. Будем надеяться что впредь вдохновение на новый пост меня будет посещать чаще чем раз в год и уж точно не по 29 февраля.
за столом

Ну надо же

Потерял пароль от ЖЖ больше года назад и не шибко-то торопился восстанавливать. Восстановил вот, решил вам понарасказывать всего, но зачитался записями френдленты (да-да, туда еще некоторые пишут) до 4-х утра. Обещать не буду, но надо бы сюда немного пописать. Есть чем поделиться.
Ставьте +1 в комменты, если это кто-то вообще читает. Не жалейте, я никому не скажу.
за столом

Понауезжали тут

Последние лет пять я старательно переубеждал сыктывкарцев куда-либо уезжать. Получалось это с переменным успехом, но кто-то действительно оставался (а некоторые даже вернулись).
1 декабря я совершил неожиданную для многих вещь - переехал в Санкт-Петербург. Прошло шесть дней, пока не время для рефлексии.
Занимаюсь я тут примерно тем же, чем и в Сыктывкаре. Большую часть времени сейчас занимают "Городские проекты", филиал которых мы тут открыли. Об этом писал Кац до и после. По второй ссылке масса ссылок на СМИ об открытии филиала. Вот я выступаю с небольшой речью перед аудиторией, извиняюсь что к вам жопой спиной:


Сами мы не местные, что на повестке дня в Петербурге пока неясно, но уверен что к концу следующей недели будет видно. А вот что видно сейчас, так это готовность петербуржцев участовать в изменении своего города. Огромная отзывчивость меня очень удивила. Десятки людей подходили и предлагали свою помощь. "У меня есть машина", "Я могу фотографировать", "А я городской сумасшедший, меня везде зовите", "Привлекайте к соц исследованиям!", "Можете пользоваться у нас офисом пока бесплатно". Это все суперкруто и вдохновляет. Сделаем тут хорошую организацию, думаю сбор денег не подведет.

Вот, собственно и все. Из бытовухи: живу я в центре, до Эрмитажа рукой подать. В родном Лесозаводе тоже душевно, но не так романтично. Температуры около нуля, очевидный плюс перед Сыктывкаром, где второй день около 30 градусов мороза. Тут от зимы одно название. Пятое декабря, называется:

за столом

Тетя Катя сошла с ума

Тетя Катя сошла с ума. Старенькая соседка с Серова 72. Я прихожу домой в районе полуночи, беру два ведра и иду за водой. На улице теплый ветер и подозрительно тихо. Обычно у нас на районе такая тишина после трех, когда весь алкоголь уже допит, все споры выяснены, а кулаки почесаны.

Я несу два ведра, вижу силуэт старушки с палочкой, второй рукой она держится за забор около дома и бредет в мою сторону. "Мужчина! Мужчина!"
Меня слегка коребит такое обращение, ставлю воду, подхожу. Тетя Катя. Совсем плоха, волосы растрепаны, взгляд пустой и немного дикий. "Помогите! Меня хотят поджечь!"
Говорит она чуть ли не со слезами. Спрашиваю что случилось. "Меня хотят поджечь соседи, пойдемте покажу. Вон у меня соседка по квартире бегает!"
Заглядываю в мутное окно. Светлая кухня полна утвари. Полотенчики, скатерти, деревянные ложки висят на стене, советские баночки с надписями "Соль", "Перец". Все замызгано. Понимаю что никакой соседки тут конечно нет, но проявляю участие. Никто не рискнет поджигать деревянный дом. Так мог учудить разве что её пьяный муж . Но дядя Витя умер прошлой зимой. Казалось без него жить тети Кати станет спокойней, нрав у него был суровый. Но без него стало только хуже. Одиночество стало разьедать пожилую женщину.
Жизнь у нее была тяжелая. Сын пропал без вести, работа на заводе, пьющий муж - это только то, что знаю я. Раньше все в округе были хорошо знакомы и общались. Меня все знали и любили. Вообще к нашей семье было большое уважение из-за нашей бабушки. Во всех соседних домах все друг друга звали по именам и привязались эти тети Розы, дяди Мишы. Затем все повзрослели, а многие умерли. Приличные люди либо уехали с района, либо на улице появляются мимоходом. Людные когда-то дворы опустели, сейчас по ним все лето шатаются спивающиеся уже которое десятилетие соседские мужики.
Точно и не вспомнишь, но вероятно лет уже 20 назад та же тетя Катя угощала меня конфетой, а теперь мы стоим с ней ночью возле ее дома. На ней нет шапки, накинуто тяжелое пальто. Она смотрит скозь меня и просит вызвать кого-нибудь. И я стою, с ведрами, усатый и с бородой. Пытаюсь ее успокоить.
"Мужчина, вы из какого дома?"
Говорю что из соседнего. Говорю чтобы не переживала и шла домой, а я за ней пригляжу. И если что случиться то тотчас её спасу.
Она не верит. Говорит что соседи вызывают скорую, словно она сошла с ума. Как мне сказала мама, соседи за ней присматривают, покупают продукты. Соседи там хорошие.

Я успокаиваю ее как могу. Не верит, не слышит меня. Что поделать, беру ведра, иду домой. Тетя Катя шагает в сторону остановки.
за столом

Малые архитектурные формы в Сыктывкаре

Из всех немногочисленных новых штук, появившихся в Сыктывкаре, больше всего мне нравятся две. Указатель на Грибной переулок и «Знак в Сыктывкаре, рядом с которым все фотографируются». Так уж вышло что я имею некоторое отношения и к тому, и к другому.

Грибной переулок из шутки вырос в настоящую достопримечательность. Туда стали водить гостей города, гости с радостью фотографировались.

Второй излюбленный арт-объект – «Знак в Сыктывкаре, рядом с которым все фотографируются». Идея и дизайн принадлежит студии Артемия Лебедева. Я договорился об изготовлении дизайна, согласовал с городской администрацией место, деньги на знак (около 7000 рублей) дал один из чиновников администрации главы республики. С ним, разумеется, все фотографировались.

Грибной переулок в прошлом году сломали. Мы собрали деньги и починили его. В этом году его опять сломали. Ниже хронология:











«Знак в Сыктывкаре, рядом с которым все фотографируются» поломался весной. Я написал обращение в администрацию чтобы его забрали и починили, но администрация не успела его забрать. Коммунальщики выкинули знак, найти его не удалось. Иван Поздеев, глава городской администрации, высказал сожаления, сказал что поможет с установкой нового знака, но старый уже не вернуть.







Конечно жаль. Но надо понимать что ломают все и везде. В Сыктывкаре ломают чаще чем в Москве. В Москве ломают чаще чем в Европе. Но и в самых благополучных странах что-то рано или поздно ломают или ломается. Только букве О с точками ничего не грозит. Ее разве что трактором можно повредить, да и это постараться надо.

Последнее фото знака:

Последнее фото указателя:


Рест ин пис, кароч.
за столом

Общественный транспорт в Сыктывкаре

С общественным транспортом в Сыктывкаре дела не очень.

Общественный транспорт должен быть комфортным и удобным. Каждый отдельный сыктывкарец должен быть уверен в том, что он выйдет из дома на светлую чистую остановку, минуя долгое ожидание, сядет в большой и теплый автобус, подключится к вайфаю и с комфортом доедет до нужного места. Такой транспорт полюбят, ради него начнут отказываться от личных автомобилей, трафик станет спокойнее, пробки уйдут, уменьшатся загрязнения, слепые прозрят, а немые заговорят. Это не утопия. Ведь если загнивающий запад смог, то и мы сможем.
 В год сыктывкарские автобусы перевозят 10 миллионов 700 тысяч пассажиров. Это довольно большая цифра, и городу действительно стоит задуматься о том, в каких условиях едут эти миллионы. Четыре года назад я написал эмоциональный пост, который прочитал тогдашний глава администрации города Роман Зенищев. Мы с ним встретились, поездили на автобусах, что-то обсудили, какие-то небольшие изменения произошли. Сейчас он в СИЗО, а проблемы с общественным транспортом на свободе.

В целом ситуация следующая:
Трамваев в Сыктывкаре нет, троллейбусов тоже. Это плохая новость. Хорошая новость состоит в том, что маршруток тоже нет. Но убрали их не из-за осознания низкой эффективности и неудобства, а во время каких-то внутренних конфликтов, что не очень круто, потому что при победе другой стороны они бы остались.

Автобусы у нас разных моделей, в основном ПАЗики. Из экзотики: старые Икарусы, корейские и немецкие автобусы. На старом немецком «мерседесе» с гармошкой я ездил еще в начальную школу, теперь он обслуживает дачные маршруты.
В последние два года идет обновление автопарка, появляются новые ЛИАЗы, ПАЗы.
varlamov.ru весной сфотографировал почти все виды наших автобусов:






Транспортный вопрос всегда актуален для города. Новости и происшествия, связанные с автобусами появляются в СМИ регулярно. Есть группа общественных активистов, занимающихся проблемами пассажирского транспорта в Сыктывкаре. Вот их группа - vk.com/savtobus
По большей части ребята контролируют наличие информации о расписании движения. С этим у нас очень туго. Не смотря на регулярные штрафы и постоянный контроль, то тут, то там обнаруживается остановка без информации.

На этом фото проблема как она есть:


Есть в Сыктывкаре и группа кондукторов и водителей, обсуждающих собственные проблемы - vk.com/marshrutki11rus
Прошу обратить внимание на этот альбом, тут грусть: vk.com/album-43130159_169313506

Юридическая сторона:
Чтобы основательно разобраться в юридической стороне вопроса, необходимо много и долго общаться с профильными специалистами из городской администрации. Я с ними не общался. Прошу учитывать это при чтении.
Транспортных пассажирских кампаний у нас две: «Гермес» и «Альфа-транс». Они обслуживают часть маршрутов самостоятельно, а часть отдают в субподряды множеству ИП. Обе кампании располагаются по одному и тому же юридическому адресу и конкурентами являются лишь формально.
 Еще есть «Сыктывкаргортранс». Это предприятие зарегистрировано как некоммерческий союз и с 2012 года также получает подряды. Анонсировал его открытие Александр Борисов, директор ООО «Гермес». Для чего нужна прокладка в виде некоммерческой организации, мы можем только догадываться. Вот новость об этом и слова Борисова: komiinform.ru/news/88893. Прошу не путать «Сыктывкаргортранс» с «Сыктывкаравтотрансом», «Сыктывкаравтотрансом 2» и «Сыктывкаравтотрансом 3». Наличие клонов связанно, судя по всему с тем, как «Сыктывкаравтотранс» банкротили.
Красивые слова администрации о том, что с появлением прокладки «Сыктывкаргортранса» все будет хорошо: bnkomi.ru/data/interview/17287/
 «Альфа-транс» управляется фигово. Работникам регулярно не платят зарплату, поэтому они объединились в профсоюз и принялись шантажировать руководство и городскую администрацию (и правильно сделали). В связи с этим, их решили наказать. В середине лета в СМИ появилась информация о том, что городская администрация отрекается от принципа защиты местного рынка и готова пустить на него перевозчиков из других регионов. Посмотрим, что из этого выйдет.

Основные проблемы общественного транспорта в Сыктывкаре:
Проблем очень много. Начнем с общих.
Надо понимать, что общественный транспорт в мире – штука не особо коммерческая и денег не несет. Выходит в ноль, и то хорошо. Пассажирский транспорт - это общественное благо, на которое надо отправлять наши налоги. Я изучил городской бюджет и не нашел отдельных статей расходов на транспорт. Сам документ бюджета сложный, и без профильного образования многого чего можно не понять. Но на сайте Сыктывкар.рф есть упрощенный документ, эдакий «Бюджет для чайников». Там уже понятнее, однако, в приоритетах городских расходов о транспорте ни слова. Если мы хотим решить проблему пробок, сделать город удобнее и привлекательнее – надо развивать общественный транспорт, то есть тратить на это большие деньги. Если мы хотим срубить бабла, купить внедорожник и свалить - деньги на общественный транспорт тратить не нужно.
Какие-то средства, разумеется, расходуются. В частности 39,5 миллионов рублей в этом году город потратил на компенсацию для перевозчиков. Служба Коми по тарифам установила предельно максимальный уровень цены автобусного билета в размере 20 рублей 68 копеек. По факту проезд обходится горожанам в 17 рублей. Эту недостачу компенсирует городской бюджет. По размеру компенсации я, кстати, и вывел общее количество пассажиров в год (10 миллионов 700 тысяч). Судя по тому, что сейчас с транспортом все печально, цифры в 39,5 миллионов недостаточно. Эта сумма либо мала, либо средства используются неэффективно. А может и оба пункта сразу.
Стоит посмотреть, не объявлялись ли еще и тендеры на обслуживание маршрутов. Я битый час искал их на сайте гос.закупок и не нашел. Понятно, что конкурс и вскрытие конвертов имеют место, но условия сотрудничества остались мной невыясненными.
Необходимо понимать одну очень важную вещь. Здесь не стоит выбор, платить за проезд 17 рублей или 20 рублей 68 копеек. Вы в любом случае платите 20 рублей 68 копеек: 17 рублей из кармана, а 3 рубля 68 копеек через налоги. Что в себя включает этот тариф и насколько справедливо он сформирован - это уже другой вопрос. Но итог один: на транспорт в Сыктывкаре денег надо выделять больше.
Кроме того, именно по причине непонимания важности развития общественного транспорта у нас не появится троллейбусный парк, который, согласно генеральному плану развития города, должен находиться в районе Давпона, а троллейбусы ходить по всему центру города. Администрации непонятно, зачем инвестировать в это деньги и менять автобусы на троллейбусы. Если кому-то из читателей тоже непонятно, то вот ответ:
- На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. - Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
- Троллейбус комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
- Он значительно тише автобуса

Подробнее и с картинками этот вопрос раскрывает Максим Кац - maxkatz.livejournal.com/117317.html
О трамваях в Сыктывкаре речи пока не идет, но согласно тому же генеральному плану в Сыктывкаре появится система экспресс-автобусов, предусматривающая выделенные зоны для большого и комфортного автобусного транспорта. Когда появится – неясно.
В районе 10 вечера автобусы и вовсе ходить перестают. В пригороды они, конечно, отправляются по расписанию до 11 с лишним, но для проезда по городу я бы не стал рисковать и ждать автобуса после 10, может не приехать.
Схема эффективности общественного транспорта:


Почти все водители и кондукторы в Сыктывкаре профессионально непригодны. Сначала пара слов о водителях. Можете спорить, но по моему ездить с битой водителю общественного транспорта неуместно. На днях имела место показательная ситуация, обязательно почитайте - 7x7-journal.ru/item/48861. Мне так же не кажется нормой, когда водитель говорит по телефону, ест или курит в ходе движения.
Вот водитель обедает в пути. Пока едет – пьет чай. На остановках ест. Все это с иконами и ковром.


Что о кондукторах, они иногда напоминают бездомных: рваная одежда, грязные руки. Тут тонкий момент: есть отличные кондукторы, я им всегда рад, но по большей части они неопрятны. Плохой водитель плюс плохой кондуктор равно беда. В феврале имела место шокирующая история.
В автобусе ребенку стало плохо, водитель с кондуктором не только не оказали помощи, но и выгнали маму из автобуса. Я писал об этом подробный пост. Несколько сотен писем пришло на имя главы администрации города Ивана Поздеева. Можно было срубить политических очков, выкинув водителя и кондуктора, и добиться для них какой-нибудь административки. И граждане довольны, и другим неповадно будет. Но в результате никаких мер принято не было, водитель и кондуктор, как и прежде, работают на маршруте, ситуацию спустили на тормозах.

Кроме того, в автобусах очень часто громко играет радио, и уставшие после рабочего дня пассажиры вынуждены слушать нездоровый позитив радиостанций или дешевую эстрадную музыку. Блатняк, к счастью, пропал.

Автобусы очень грязные. Я некогда иронизировал на эту тему, фотографировал город из окна автобуса - vk.com/syktoday?w=wall-29126916_664
Существует еще множество мелких возмущающих минусов. Маршрут номер 3, едет от аэропорта. «У» значит «уют»:


Как решить проблемы и сделать общественный транспорт более привлекательным:
Если проблемы описывались от общих к частным, то методы решения будут представлены, наоборот, от частных к общим.

1. Создать систему штрафов и наладить контроль за автобусами на рейсах. В салоне не должно быть посторонних вещей (нередко видны наборы швабр, рабочей одежды, развешанных по салону динамиков стерео-системы). Чистота автобуса должна контролироваться как внутри, так и снаружи.

2. Запретить музыку в автобусах. Вообще. Музыка не только создает дискомфорт, но порой играет так громко, что водитель может попросту не услышать сигнала при аварийной ситуации. Автобус - это рабочее место водителя, а не диджея на вечеринке. Сложно представить, чтобы в Европе в салоне трамвая играла Ирина Алегрова (или ее местные аналоги).

3. Сокращать количество автобусов на рейсах на час позже. Пустить ночные автобусы по основным маршрутам. Пусть ходят хотя бы раз в час. Вещь это востребованная, особенно зимой. Горожане должны быть уверены, что в любой момент до полуночи они сядут в городской транспорт и доедут до дома. После полуночи надо будет сверяться с расписанием.

4. Построить остановки. Я выиграл суд больше года назад, но администрация не торопится строить остановку около моего дома. В дождь, в снег и в жару люди стоят под открытым небом. Заездного кармана нет, скамейки нет. Остановки надо ставить по всему городу. Сейчас старые сносят, но на их месте не появляется ничего. А ждать автобус должно быть комфортно.

5. Постоянно модернизировать автобусные маршруты и проводить мониторинг их загруженности.

6. Допустить на конкурс по пассажирским автоперевозкам всех желающих. Рынок урегулирует и качество вырастет.

7. Обновлять автобусный парк. Причем это должен быть перманентный процесс, так как он требует больших регулярных ресурсов.

8. Развивать троллейбусную сеть, чтобы платить меньше. О преимуществах троллейбуса перед автобусом уже написано выше.

Хочется, конечно, все поломать и построить заново, но в этом случае так нельзя. Создание грамотной удобной пассажирской сети - это долгая кропотливая работа, которая стоит денег. Если мы хотим, чтобы пробок стало меньше, нужно уменьшать количество регулярных пользователей автомобилями. Предлагать пересаживаться на ПАЗики с коврами и обедающими на ходу водителями - не самая привлекательная идея. Тем не менее, я отказался от регулярных поездок на автомобиле. Теперь, если и чувствую в нем потребность, то только поздно вечером, когда автобусы не ходят.
Закончу тем же, с чего начал. Почти 11 миллионов пассажиров обслуживается общественным транспортом в Сыктывкаре. Наша цель, сделать так, чтобы каждый из них выходил на светлую остановку рядом с домом, видел понятное расписание, садился в комфортный автобус/троллейбус, в котором чисто, тепло зимой и прохладно летом, покупал билет у вежливого и строгого кондуктора и быстро и безопасно доезжал до места назначения. Аминь.
за столом

"Ему нужны только деньги, деньги, деньги"

Летом произошло интересное. После полутора лет расследования и суда меня таки признали виновным в уклонении от призыва на военную службу.
Суд не учел, что повестки мне выдавались до начала призывного периода (Верховный главнокомандующий еще приказ не издал, а они уже повестки несут).
Суд не учел, что меня отправляли на призывной пункт не получив анализов, флюорографии, да и паспорт не посмотрев.
Суд не учел представленные справки. Решил что я виновен и приговорил к штрафу в 150 тысяч рублей. Процессуальные нормы соблюдали, но приговор написали конечно по беспределу.
От начала и до конца дело было политически мотивированным, начиная с того, что уголовный розыск меня задержал на подходе к митингу 10 декабря против фальсификаций на выборах, откуда прямиком отправил на призывной пункт, заканчивая личной обидой военкома за то что я ему высказал свое отношение при полной комиссии его работников.

В итоге вся эта история обошлась мне в довольно серьезную сумму, особенно если учесть что адвокатское сопровождение стоило 120 тысяч. Я не объявлял сбора помощи, как это сейчас часто делается в Сыктывкаре, но несколько человек спрашивали когда он будет. Не будет.

Сейчас мой долг составляет 45.000 рублей, остальное я оплатил. Проверить это можно тут - http://fssprus.ru/iss/ip/. Достаточно выбрать Республику Коми и написать Павел Сафронов. Так же проверьте свои долги, возможно вам деньги окажутся нужнее.

Когда мы говорим о сборе денег, мы заключаем некий социальный контракт. Поддерживая деятельность организации, скажем, мы понимаем чем она занимается и чем будет заниматься дальше. Поддерживая человека, что мы получаем в ответ? Большинство читателей знает меня лично и им ответы не нужны, но все же поделюсь своими планами.

Протестная деятельность и развитие протестных движений меня интересовать перестали по многим причинам. Этим я не занимаюсь по меньшей мере последние полтора года и заниматься не планирую. Судя по всему позже я напишу большой пост об этом отдельный пост.
Из общественно важных дел я занимаюсь строительством организации, занимающейся контролем работы городских чиновников по вопросам благоустройства. Это Городские Проекты в Сыктывкаре. О некоторых наших успехах и новостях мы пишем тут -
https://vk.com/cityprojects_skt. Организация так же проводит социологические и стат.исследования, предлагает проекты преобразований. Это всё. Как это связано с моим штрафом? Да никак. Дело было политическим, но поддержать политического активиста не выйдет. Получится поддержать просто меня. Так что если чувствуете в этом необходимость, то номер карты Сбера: 4276 2800 1490 7361
Яндекс кошелек: 41001719515765.
Я не Навальный, особо на переводы не рассчитываю. Будет 2-3 и то хорошо. Помощь штука важная и мне она нужна.